
Психологи
14 июня 2025
Справедливости ради, мужчина в семье тоже часто работает микроволновкой. И ему тоже часто горько. И ему тоже некому об этом сказать...
«Ни разу за эти годы он мне цветов не принес – ни на день святого Валентина, ни на день рождения, ни на 8 марта. Говорит, зачем деньги тратить? Говорит, это все социальное разводилово. Говорит, забыл, хотя я намекнула с вечера. Это вообще нормально, как ты считаешь?»
Годами, годами я это слышу.
От клиенток, от не клиенток, от подруг, от случайных знакомых, от девушек за соседним столиком в кафе. И было время, когда я, с легкомыслием юности, думала – господи, что за шум из-за отрезанных кусочков растений. Ну хочешь цветов в доме, пойди и купи. Поставь в вазу. Хочешь, чтобы именно мужчина, муж, купил, принес и подарил – так это достигается простой дрессировкой-трехходовкой. Не сложнее, чем с собакой (мужчины, не обижайтесь, по тому же алгоритму можно дрессировать и женщин, они даже легче поддаются).
У одной моей коллеги было даже психологическое видео минут на 15, «как научить вашего любимого дарить цветы» или что-то вроде. Но нет. Надо, чтобы сам – догадался, вспомнил и подарил. А он нет!
И эти обиды очень, очень настоящие. Они очень больно кусают. И они, конечно, не про отрезанные кусочки растений, вот что я поняла с годами.
Обычно за этой обидой скрывается гораздо более горькая, про вечное, хроническое ощущение дефицита.
Либо внутри самой женщины («меня никто никогда не любил по-настоящему»), либо внутри семьи. Потому что семья – это всегда очень сложная система с нематериальной экономикой.
Ты, допустим, принесла в нее 15 у.е. в день – актов мелкой заботы, ласковых слов, понимающих взглядов, поглаженных рубашек, приготовленных на утро бутербродов – и хотела бы некоторое количество у.е. получить назад. В какой угодно форме, тут уж как договоритесь.
Огромное количество мужчин считают, что эти у.е. как-то можно отдавать заработанными деньгами. О, как же они ошибаются!
Это как пытаться кормить деньгами котика. Котики не едят деньги. Деньги надо сначала превратить во что-то съедобное или веселое.
Цветы – это, как ни странно, обычно вполне съедобно. Это 15 у.е. плюс еще немножечко сверху, потому что избыточно и сиюминутно, и от этого романтика.
Это как три дня скакать по бездорожью ради одного поцелуя. А некоторые мужчины, к сожалению, просто не понимают, по какому принципу работает система. Могут жить в ней годами и не понимать. Как мы, например, можем пользоваться много лет микроволновкой, не задумываясь, как она устроена. Кнопку нажали – разогрелось, ну ок. И очень часто за «он мне ни разу цветов не принес» проступает вот эта ужасная злоба и обида человека, много лет работающего микроволновкой. Функцией.
Справедливости ради, мужчина в семье тоже часто работает микроволновкой.
И ему тоже часто горько. И ему тоже некому об этом сказать, а даже когда он пытается, эти слова часто не по адресу и не о том. И никто друг друга не слышит. И цветы тут ничего вот так сразу не спасут.
Но иногда они могут стать трубкой мира, первым шагом в переговорах двух людей, говорящих на разных языках. Хотя эти люди прожили вместе 15 лет, у них общий холодильник и общие дети. А иногда семья проползает через такой сложный период (и он может длиться годами), когда не до избыточности, когда ни у кого не хватает великодушия добавить вот этот дополнительный 1 у.е. в виде ласкового слова или цветочков этих несчастных.
В общем, великодушия вам в любых формах.


ТРАВМА КАК МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ
"Психологи понавыдумывали какие-то травмы и носятся с ними, – говаривают старшие люди. – Вот в прошлом люди как-то жили без психологов, и никаких травм у них не было!" "Ну да, – отвечают обиженные психологи. – Вот именно, что как-то жили. Хреново жили, прямо скажем!" И правы все.
Психическая травма – стабильная перестройка психики и систем организма в ответ на запредельно тяжёлые события – направлена на выживание в среде, где подобный кошмар случается регулярно. Это состояние кажется неадекватным только в благополучных условиях. Солдат с ПТСР при любом подозрительном звуке или движении бросается искать оружие и укрытие, и иногда пытается кого-нибудь убить. В мирной жизни это странно и пугает. На войне это абсолютно адекватное наилучшее поведение.
Дети, которые выросли в насилии и пренебрежении, затем всю жизнь демонстрируют симптомы КПТСР – недоверие к людям, тревожность, импульсивность, агрессию, не планируют далеко наперёд, часто влипают в опасные истории, вцепляются в любое проявление заботы, часто в ущерб себе и заботящимся. Это сильно мешает жить в благополучных условиях, но это наилучший способ выживать в мире, где люди друг с другом не церемонятся, где насилие повседневно.
Травма берёт дорогую цену и в целом сокращает жизнь. Эволюция не закрепила бы этот механизм, если бы он не помогал выживать. И он действительно миллионы лет помогал выживать и людям, и зверям. (Посмотрите на уличных кошек и собак. Попробуйте взять их жить к себе домой. Многие из них ведут себя в точности как люди с КПТСР).
Дело в том, что быстрые изменения условий, переходы от кошмара к благополучию в течение одной человеческой жизни – это очень новое изобретение, ему от силы пара веков. До того, если ребёнок рождался среди опасностей и насилия, так он потом и правда всю жизнь жил среди этих же угроз. Гуманизм тогда ещё не придумали. Мы не рождаемся с врождённой способностью и потребностью деятельно любить своих детей, родителей и сиблингов (почитайте, например, "Психоисторию" Ллойда Демоза). Если бы любовь и забота были для нас естественны, не требовались бы тысячелетние усилия религий и деятелей культуры, чтобы хоть как-то убедить нас любить ближнего.
Жизнь и правда была хреновой, тяжёлой и опасной, и травм тогда правда не было – в том смысле, что эта перестройка психики, мозга и эндокринной системы тогда отнюдь не мешала, а помогала жить. (Кстати, традиции инициаций подростка во взрослого – это именно травмирующие переживания. Травмировался, выжил – теперь ты взрослый, живи с этим и размножайся).
Сейчас условия изменились. Мы правда можем массово позволить себе любовь и доверие, и стараемся восстанавливать у травмированных людей способность к этому. Иногда удаётся. Но важно осознавать, что при работе с травмой мы не чиним сломанное, а, наоборот, стараемся сломать мощный адаптивный механизм, который оттачивали миллионы лет эволюции.


НЕ ЕШЬТЕ СВОИ ЧУВСТВА
Если в стакан наливать воду, ты не можешь налить больше, чем войдет в стакан. Если есть по голоду, то не съешь больше, чем нужно, чтобы насытиться. Теоретически. Практически "голодов" у нас много.
Помните анекдот про сушняк с похмелья? "Воды не было, я купил печенья". Вот примерно то же самое происходит во всех 22 видах голода, которые мы испытываем.
___Того, что мне нужно не было, я купил еды___
1) ГОЛОД ПО СЛОВАМ ПОДДЕРЖКИ И ПОНИМАНИЯ
Нам очень важно знать, что в этом мире мы не одни, что кто-то - за нас. Мы нуждались в добром слове в детстве, и мы нуждаемся в нем сейчас - иметь рядом близких, которые смогут поддержать, сказать: "Я знаю, как тебе нелегко, и вижу, как ты сражаешься. Я за тебя и на твоей стороне. Ты можешь на меня рассчитывать". Если в детстве нас не успокаивали и не утешали, мы утешались конфетой, зажевывая сладким соленые слезы.
2) ГОЛОД ПО ПРИНЯТИЮ И ЛЮБВИ
Когда с детства мы получали условную любовь - чтобы с нами были ласковыми, мы обязаны были не проявлять эмоций, не досаждать, не требовать, не быть, слабыми, нуждающимися, мы научились заедать эту потребность, как бы сглатывать себя - и в ответ получать теплый взгляд и принятие. "Хорошо кушать" - и в ответ получать похвалу.
3) ГОЛОД ПО ЧУВСТВУ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
Могло быть так, что в детстве родители тревожились, сомневались в способностях ребенка, опекали - и могло сформироваться ощущение, что в одиночку я не справлюсь. Как будто нет опоры - чувство неустойчивости. Еда, тяжесть в желудке симулирует это ощущение - крепкости, уверенности, опоры.
4) ГОЛОД ПО ПРАВУ НА СВОЮ ЖИЗНЬ
Часто в детстве нас высмеивают и стыдят за наши потребности, называя это эгоизмом, упрямством, неразумностью. Так формируется “направленность на других”: другие всегда кажутся важнее, им больше надо, они слабее - ну. а мы-то сильные, потерпим, выдержим. Но по сути мы подчиняемся, прислушиваемся, не хотим расстроить - тем самым смиряя себя, свое право быть собой. А еда - это разрешенное время на себя. Разрешенная возможность выбрать вкусное ДЛЯ СЕБЯ, а не ради "всего хорошего". И она становится побегом от круговой ответственности за окружающих.
5) ГОЛОД ПО ОТДЫХУ
Успешные и трудолюбивые мы часто не позволяем себе ничегонеделания, потому что внутри сидят требовательные голоса и гундят “ты должна!”, в то время как хочется свободы, отдыха, просто полениться, просто побыть вне груза обязательств и кнута долга. Но разве можно просто лежать, тупить? А вот поесть можно. "Честно заработанный перерыв". Единственный вариант отдохнуть - за едой. Тут никто не упрекнет, даже внутренний критик.
6) ГОЛОД СВОБОДЫ
Иногда в своей, в принципе хорошей жизни мы чувствуем себя как в тюрьме. Жажда нового, жажда свободы тянет нас куда-то отправиться, что-то изменить - это про возможность исследовать и видеть новое, про живительное любопытство, про открытость, про силу познавать мир.
7) ГОЛОД НОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ
Часто еда, новые рестораны и вкусности - единственное, чем мы питаем потребность в новизне. Особенно когда мы вынужденно делаем изо дня в день одно и то же - работа, семья, дом. Но наша психика нуждается в разнообразии, ей хочется новых вкусов в широком смысле, а не только вкусностей! .
8) ГОЛОД ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Когда с собственными границами тяжело, эмоции охватывают, берут верх, и “несет” - часто это дает ощущение небезопасности, как будто себе нельзя доверять до конца. Это могут быть срывы в агрессию, внезапные ссоры, разрыва отношений, скандалы, от которых потом тошно. Так случается, когда в детстве родители нам эмоции просто запрещали вместо того, чтобы научить их регулировать.
Маленький ребенок не может научиться этому сам, он просто подавляет то, что ему запрещают. Подавленные эмоции создают огромное внутренне напряжение, они вырываются наружу и пугают своей силой, и запускают порочный круг подавления. "Заземление" с помощью тяжести в желудке, снятие напряжения через "хрустение", жевание, глотание становятся таким естественным способом регулировать себя.
9) ГОЛОД ПО ВНУТРЕННЕЙ ДИСЦИПЛИНЕ
То, что мы называем "внутренней дисциплиной" - рождается из признания своих потребностей и заботы о себе. Если это умение не сформировано в детстве - потому что нас "дисциплинировали" упреками и стыдом, вместо это формируются качели "требование - бунт". Как будто мотает между двумя крайностями: то решаешь с понедельника поменять жизнь, то забиваешь на все и прорывается бунт - "имею право"!, "да пошли вы все!". Хочу и ем. Заслужила.
10) ГОЛОД НА "НЕТ".
Иногда хочется крикнуть “нет!”, отказаться, вообще внезапно стать неудобной и сделать по-своему. Но внутри начинается хор голосов: "Разве можно? Они не поймут, обидятся, уйдут, рассердятся… Это “нет”, этот протест копится внутри, и вырывается в еду - назло, или чтобы снять напряжение, или чтобы сбежать. Там, с едой, ты, наконец, отказываешься слушаться и делаешь, что хочешь! Только вот нужна тебе совсем не протестная еда, а право отказаться: от неприятного дела, от травмирующих отношений, от скучной работы, от ненужных обязательств.
11) ГОЛОД ПО НЕХРУПКОСТИ МИРА
Много внутренних причин придумывает психика, чтобы обосновать запрет на выражение своих эмоций, ведь в детстве это было никому не интересно и не нужно - а утешение находилось в еде. Кажется, что вокруг все такие хрупкие, что если ты не позаботишься о них, они буквально развалятся на части: обидятся, расстроятся, не справятся сами. Тебе кажется, что нужно всех их тащить на себе, всех спасать, понимать, оберегать - где уж там место для себя.
Это очень одинокое место, когда единственный нехрупкий друг - это одиночество, еда или бокал вина.


21 апреля 2025
ПОЙМИТЕ: ВЫ - ДОСТАТОЧНО ХОРОШАЯ МАТЬ!
Чьи-то дети учат китайский, растут на Скрябине и чисто пишут в тетрадях, а мои…
Наверное, самый большой камень, просто мощный замшелый валун, который лежит на пути к родительству без надрыва, – это чувство вины. Некоторые мамы признаются, что чувствуют себя виноватыми практически постоянно. Все идет не так, как хочется, не так, как должно быть, не хватает сил, времени и терпения.
Многие жалуются на то, что виноватыми их заставляют чувствовать себя окружающие: родственники, знакомые, другие мамы. Все дают понять, что с детьми надо как-то иначе: строже, добрее, больше, меньше, но точно не так, как есть.
Нередко чувство вины накрывает родителей от чтения книг и статей про воспитание детей или общения со специалистами – оказывается, что они сами все испортили, тут и там недо- или пере-, и теперь уже не факт, что можно исправить. Из чего состоит этот валун, из каких слоев спрессован?
Попробуем-ка некоторые из них рассмотреть внимательно.
Ненормальная норма
В середине XX века добрый человек и хороший английский психотерапевт Дональд Винникотт обращался к молодым мамам, призывая их не стремиться быть идеальными. Он предложил использовать выражение «достаточно хорошая мать» и, наверное, выдохнул с облегчением, когда оно прижилось. За попытку спасибо, док, но помогло это ненадолго.
Сегодня молодые мамы страдают не от того, что они не идеальны – таких сумасшедших уже не сыскать. Их мучает вопрос – достаточно ли они хороши?
Обычно у других родителей все намного лучше. Читали их посты, видели фотографии, слышали рассказы? Чьи-то дети растут на здоровых и полезных фермерских и органических продуктах, проводят лето в заповедных местах, играют в игрушки из льна и дерева или хотя бы ни разу не были в «Макдональдсе».
А мои…
У кого-то дети учат китайский с трех лет, играют на скрипке с пяти, танцуют румбу, крутят сальто, пишут программные коды или хотя бы читают «Трех мушкетеров».
А мои…
Есть семьи, которые с детства водят детей по музеям и концертам, их дети привыкли видеть вокруг сокровища Метрополитена и Лувра, растут на мелодиях Генделя и Скрябина или хотя бы бывали в греческом зале.
А мои…
Есть дети, которые чисто пишут в тетрадках, сами собирают портфель и всегда делают уроки, в свободное время они читают энциклопедии, в выходные участвуют в олимпиадах, собираются поступать в МГИМО или хотя бы закончили четверть без троек.
А мои…
При этом не важно, если по каким-то параметрам наши дети не уступают чьим-то. По всем остальным-то не тянут. Неважно, что что-то мы тоже делаем. Но не все остальное же. Китайские дети упорны и усидчивы. Французские не плюются едой. Дети Билла Гейтса не играют в компьютер. Пятилетний японец принят на работу в Гугл.
А мои-то, мои…
Мы не заметили, как случилась довольно неприятная вещь. То, что раньше обозначалось словом «идеал», теперь считается нормой и навязывается как норма.
Эта новая «норма» на самом деле в принципе невыполнима, но если про идеал все в целом понимают, что он недостижим, то норма – это же вынь да положь. Это то, на что любой ребенок имеет право. Это же просто достаточно хорошая мать, ничего особенного, «или ты и этого не можешь?».
При этом мгновенно обесценивается все, что есть и что делается, – по сравнению с непомерно раздутой «нормой» любые усилия и достижения любой мамы – пшик. И накрывает вина.
В ответе за всех
Вторая подмена понятий происходит постепенно у нас на глазах и тоже связана с чувством вины. Раньше психологи жаловались друг другу – родители всегда приводят ребенка и просят что-то сделать с ним, а сами меняться не хотят, в себе проблемы не видят.
Сейчас такое тоже встречается. Но все чаще можно видеть и слышать другое. «Я знаю, что дело во мне, ребенок ни при чем, что я делаю не так?», «Мне сказала подруга, что я не умею ставить границы. Что делать?», «А может быть, я упустила привязанность? Может быть, я слишком мало провожу с ним времени, слишком много работаю?», «Может быть, я слишком на нем зациклилась, душу его своим вниманием?»
Сегодняшние родители зачастую не то что готовы меняться и работать над собой – они в лепешку готовы расшибиться, чтобы быть… ну, вы помните… всего лишь достаточно хорошими.
Им бывает сложно объяснить, что у ребенка могут быть свои особенности и ограничения, что он может быть не в настроении, переживать возрастной кризис или реагировать на непростой период в жизни семьи – нет, они не готовы делить ответственность ни с генетикой, ни с природой, ни с обстоятельствами, ни с другими членами семьи, ни с самим ребенком. Они уверены, что если очень-очень постараются и все-все сделают правильно, у их детей не будет ни болезней, ни трудностей с учебой, ни проблем со сверстниками.
Дети не будут страдать из-за развода родителей, если с ними правильно поговорить.
У них не будет проблем с самооценкой, если их правильно хвалить (или если их никогда не оценивать).
С ними не будет ссор, если им правильно ставить границы, и они уж точно не причинят себе никакого вреда, если их правильно любить.
А когда хоть что-то идет не так, начинаются безжалостные поиски своих косяков.
Иногда кажется, мама готова сама себя привязать к стулу, направить в глаза яркий свет и сама же себя допрашивать с пристрастием: признавайся, что натворила? Раздражалась? Отмахнулась? Не чувствовала любви?
А помнишь, ночью он заорал, и ты проснулась с мыслью, как хорошо было без него? А помнишь, когда ты узнала, что беременна, почувствовала досаду – так не вовремя, скоро защита диплома? А помнишь, как ты радовалась, сбагрив его на выходные к бабушке? И после этого всего ты удивляешься, что он не уверен в себе (болеет, плохо спит, грубит, дерется с братом, список бесконечен)?!!
Когда такая мама приходит на консультацию, психолог чувствует себя экспертом на суде – причем пригласила его сторона обвинения.
Комплекс всемогущества и вина – две неразрывные стороны одной медали. Если все зависит от меня, значит, любая проблема – моя вина. Если я в принципе все могу (должна мочь), но что-то неидеально, значит, я просто не сделала всего, что должна была.
Любые предложения опустить планку, признать, что не все в мире зависит от наших желаний и усилий, воспринимаются как недопустимый пофигизм, вызывают страх «скатиться неизвестно куда». Конечно, чаще всего за этим стоит неуверенность в своей способности и праве быть мамой, но ведь постоянное самообличение никак уверенности не прибавляет.
Чья вина?
Очень часто эти мамы сами страдали в детстве от отвержения и пренебрежения своих родителей, но те никогда не могли признать, что были в чем-то неправы, не желали брать на себя никакой ответственности. В ответ на жалобы в лучшем случае от них можно было услышать защитно-оборонительное «время было такое, было тяжело, мы не знали, как надо, все так делали». Чаще – ответную агрессию: «Совсем обнаглели, для них все делали, себе во всем отказывали, а они с претензиями, вечно у них родители виноваты».
Возможно, окажись у нынешних бабушек и дедушек чуть больше личного ресурса, будь они способны вместе с выросшими детьми погрустить о том, что не могли быть всегда рядом, что не всегда понимали ребенка и были бережны с ним, молодым мамам было бы проще.
Но, увы, такое редко встречается, и боль, которую вызывает родительское «ачотакого», оборачивается комплексом гиперответственности. Уж я-то не буду вилять, я буду отвечать за все, окажусь виновата – вину признаю и буду стараться исправиться. И начинается жизнь вечного подсудимого, который может только оправдываться или каяться, а сделать может мало что – привязанный-то к стулу и с лампой в глаза.
Заметили, как происходит подмена – ответственности на вину?
Что делать?
Дело в том, что ответственность – понятие, всегда определенное в некоторых границах. Ведя машину по улице, вы отвечаете за соблюдение правил, за то, что машина исправна (насколько вам может быть известно), что вы не пьяны и не пишете эсэмэс за рулем. Вы не можете отвечать за то, что не окажется пьян другой водитель, что дорожный знак не сорван ветром, что на дорогу не выбежит кошка или что с неба не упадет метеорит.
Ответственность определенна, логична и доказуема. Это понятие из мира разума. Вы можете отвечать за то, чтобы заботиться о своем ребенке, но не можете за то, чтобы всегда и все было, как ему удобно. Вы можете отвечать за то, что выбрали для ребенка хорошую школу и учительницу, но не за то, что она его полюбит и он будет успешен в этой школе.
Иное дело вина. Вина – это чувство, оно иррационально. Для чувства нет логики и границ. Вина обессиливает и истощает, никакого «достаточно» не существует, никакого «это от меня не зависит» тоже, никогда нельзя выдохнуть, никогда нельзя сказать «я справился», поэтому нет смысла даже пытаться.
Изменения к лучшему происходят только в ресурсном состоянии, на подъеме энергии и желания жить, на волне теплого отношения к себе, веры в себя. Было бы очень хорошо научиться замечать у себя и в посылах окружающих эти две коварные подмены: когда идеал выдается за норму и когда иррациональное чувство вины называют ответственностью.
Попробуйте по поводу каждого касающегося ребенка дела составлять простые списки из двух колонок: «норма – что-то необычное» и «отвечаю – не могу отвечать». Лучше всего это делать не в одиночестве, а вдвоем- втроем, можно с супругом или друзьями. Так больше шансов удержаться в сфере разумного.
Вас могут ждать удивительные открытия. Например, что не любить играть с ребенком – нормально. А любить – прекрасно, но это кому как повезет. И ребенку не хотеть делать уроки – тоже нормально, а если он всегда хочет – то это уже что-то из ряда вон, может быть, прекрасное, а может, и тревожное. Что ваша ответственность – чтобы у ребенка было с чем играть, было место и время для игр, но не чтобы ему всегда было весело. Что ваша ответственность – одеть ребенка более-менее по погоде, но вы не можете отвечать за то, чтобы он точно не простудился.

