
Психологическая газета
22 апреля 2025
И ещё раз о законах
В.Э. Пахальян: «Живу с ощущением, что инициаторы всех проектов по какой-то причине не представляют целостное видение того предметного поля, в котором есть регуляторы тех или иных аспектов профессиональной деятельности психолога. Нам постоянно предлагается обсуждать текст, в котором разрозненно представлены отдельные аспекты профессиональной деятельности и все они слабо сопряжены с уже действующими юридическими документами: с содержанием Трудового кодекса РФ, Закона об образовании в РФ, ФГОС и стандартов профессиональной деятельности и т.п.
Может, прежде чем писать очередной проект закона, стОит просто дать серьезную и глубокую оценку имеющемуся — тому, что уже является регулятором процессов, которые должны обеспечивать качество психологической помощи?»
«Во множестве публикаций ещё с конца 90-х годов отмечалось, что одна из системных проблем современной практической психологии в России — разобщённость, несопряжённость работы всех тех структур, которые имеют общее «межпредметное поле» и должны как-то согласовывать то, что создают, с тем, что уже есть. Этот факт постоянно «всплывает» уже в практике, когда специалист попадает в ситуацию, где он не понимает, на что ему ориентироваться в своей работе. В 90-е годы и начале 2000-х это было хорошо видно в практике психологической помощи системы образования. Тогда, например, в отношении видов работы практического психолога в нормативном документе Минобра было написано одно, в учебниках с грифом того же ведомства было написано другое (разные отделы не согласовывали содержание того, что выпускалось под эгидой министерства по одной и той же тематике), а в документах субъектов РФ и учреждений могло быть вообще не то, что в каждом из вышеперечисленных документов. Прямо как в известной еще в середине прошлого веке миниатюре, исполняемой А. Райкиным: «пришёл в вуз — забудь всё, чему учили в школе…» Сейчас это хорошо видно, например, в методологической разноголосице понимания предмета практической психологии, в противоречивости текстов нормативных актов, связанных с подготовкой специалистов и требованиями к их профессиональной деятельности. В такой ситуации появление предлагаемого текста закона только усугубит и так уже тяжёлое положение дел с нормативными основаниями подготовки специалистов (несогласованности текстов ФГОС, противоречия между ФГОС и стандартами профдеятельности и т.п.).
Может, стОит начать с определения предмета практической психологии и сформулировать основные положения Концепции развития практической психологии в России?»


Возделывать свой сад... Т.В. Черниговская о новой книге А.Г. Асмолова
В свет вышла новая книга «Психология достоинства. Искусство быть человеком» доктора психологических наук А.Г. Асмолова.
Публикуем предисловие доктора биологических и филологических наук Т.В. Черниговской.
"Когда читаешь или слушаешь Александра Григорьевича Асмолова, то именно слова Вольтера оживают. Мы учим, врачуем, пишем… Его книги, его мысли в итоге о том, как строить свою жизнь в условиях огромной сложности, противоречий, влияний, необходимостей, неизбежностей… Кто мыслит, а на самом деле — кто живет, а не просто переводит энергию, тот хочет строить будущее, понимать, каким бы он хотел его видеть. И это невероятно трудно. Каков вектор нашей человеческой эволюции? «Умные, сильные и унифицированные» — говорит нам технологический прогресс. Но это уже не мы, а другой биологический (?) вид. «Разные» — говорит Асмолов. Это и из естественной истории видно. А в человеческой было всякое, в том числе и хождение по граблям. Мы помним, что история не учит, но жестко наказывает. И мы не хотим наказания нашим детям, которые, как говорится в этой книге, все равно «не наше будущее»… Но отпустить их неподготовленными в неведомый мир мы не можем: нужно дать им как минимум белые камешки, которые прихватил с собой смекалистый Мальчик-с-пальчик, чтобы было куда оглянуться… Свое прошлое знать надо: «Быть может, прежде губ уже родился шепот, и в бездревесности кружилися листы», и не только это смог прошептать Мандельштам: «На стекла вечности уже легло мое дыхание, мое тепло»… Ничто не пропадает, можно забыть или убедить себя, что забыл, но нет… Гибель древней бабочки приводит в итоге к неумению грамотно писать, как мы знаем от Брэдбери. «Донкихоты против роботов» — говорит Асмолов… Невредно напомнить, что ветряные мельницы оказались весьма эффективными. «Турбулентность» — говорит Асмолов… Но ведь спокойных времен почти и не было, другое дело, что скорости и градусы растут. Мы выиграли эволюционную битву потому, что научились преадаптироваться, справляться со средой. Научились и договариваться («Профессия будущего: переговорщики»). Договариваться приходится с очень разными, в том числе в будущем и не только с людьми. Делать вид, что этим можно пренебречь, — значит проиграть. В конце концов, у нас есть зеркальные системы в мозге, которые для того и сформировались, чтобы мы могли посмотреть на мир со ВСЕХ сторон. Нет, статистика нам не поможет, тут другая математика: вспомним безвинно погибшую бабочку… И не будем упрощать реальность, как пишет автор этой книги в других работах".


Рациональность как проблема современности
«Работа человека с хаосом реальности заключается в упорядочивании мира. Основа этой конструктивной деятельности — рациональность. Рациональность выступает также предпосылкой научного творчества, помогая человеку познавать мир, делать обобщения, открывать новые законы. Отказ от достоинства рациональности ведет к выбору «в пользу иррациональности, алогичности, неверифицируемости знания, хаотизации практики» [Самохвалова 2016, с. 89]. Итоговый продукт работы рациональности есть «четко организованная и структурированная мысль, результирующая и оформляющая сложную работу всего комплекса широко понимаемых познавательных возможностей человека, его способностей восприятия и суждения» [Самохвалова 2016, с. 87].
Возвращение рациональности является особенно востребованным в наши дни, ибо, как отмечают эксперты, современный человек утрачивает способность к построению целостной и непротиворечивой картины мира, к планированию деятельности и долгосрочным перспективам. «Мир постмодернистского субъекта распадается на сменяющие друг друга яркие вспышки переживаний, опосредованных массовой культурой и воспроизводством эстетического, а жизнь вместо длительного, рационального, самостоятельно спланированного проекта становится чередой потребляемых впечатлений, не конструирующих её как целое» [Афанасов 2019, с. 262]. Однако именно рациональность становится тем фундаментом, который помогает субъекту достичь гармонии как в отношениях с изменяющимся миром и непохожими людьми, так и с самим собой. Если аргументативная рациональность здесь — это основа партнерской коммуникации (а также профилактика и пропедевтика социальных конфликтов), то интегративная рациональность — возможность собрать разносторонние аспекты и нюансы ситуаций в цельную картину мира, превратить разнообразие в осмысленный гештальт. «В современном социуме рациональность …становится востребованной культурной ценностью…. Рациональное сознание открывает реальность в различных ракурсах и проекциях, способствует внутренней самодисциплине индивида, стабилизирует общественные отношения, выступая фактором социального порядка» [Репина 2018, с. 101].
Иными словами, рациональность в контексте повседневности связана с осознанным образом жизни, что, в свою очередь, подразумевает ориентацию на саморазвитие, самодисциплину и дисциплину ума (критическое мышление). Так, разновидностью культурных практик осознанности является движение возрождения стоицизма в современной культуре. Позитивная рациональность проявляется сегодня в контексте осознанности повседневной жизни как самоограничение и самодисциплина в быту, как осознанное потребление и т.п. (см., например: [Шабанова 2017]).


XXVI Национальный конкурс «Золотая Психея» по итогам 2024 года: определены финалисты
В рамках XXVI Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2024 года завершён важный этап. По результатам трёх независимых голосований: экспертного, читательского и редакционного, — определены финалисты!
Впереди ещё один важный этап — голосование Большого жюри по выбору победителей.
Всех участников XXVI Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2024 года искренне благодарим за готовность делиться самым ценным опытом и достижениями!
Объявление и награждение победителей и лауреатов состоится 1 июня 2025 года в рамках 19-го Санкт-Петербургского саммита психологов.

