Ответственность за бессознательное

PRO ГЕШТАЛЬТ и не только. ПсихологияPRO ГЕШТАЛЬТ и не только. Психология

Ответственность за бессознательное

Частый камень преткновения в консультировании и психотерапии – вопрос ответственности за бессознательное. Ответственности как своей, так и чужой. Люди часто не хотят чувствовать себя ответственными за поступки, которые они совершали, не осознавая, что у них есть выбор их совершать/не совершать, не осознавая последствий и своей мотивации в тот момент. Так же они и не хотят возвращать ответственность другим за поступки, последствия, причины, мотивацию которых те не осознавали.


Например, мама, папа, бабушка на Петю всю жизнь орали, нарушали его границы, гиперопекали, или Фёклу – бросали одну, но они не осознавали, как такое поведение сказывается на их детях. Поэтому Фёкла и Петя могут испытывать большие сложности с тем, чтобы называть родственников мудаками, садистами и манипуляторами – не осознавали же! Или Вася сексуально эксплуатировал партнёршу, давя на жалость, подрывая самооценку и угрожая ей эмоциональной местью, но он же не осознавал в тот момент, что он делает, поэтому он не готов считать себя абьюзером.

Понятно, почему люди не хотят нести ответственность за такие поступки. Во-первых, люди просто не любят это делать. Во-вторых, им кажется это всё несправедливым, так как будто это не они принимали решение абьюзить, и не они игнорировали такое отношение к себе. Да, они даже могут согласиться, что технически они могли бы всё понять, и родители могли бы всё понять, если бы задались вопросом, ведь всё было на виду, всё было очевидно, но – неосознаваемо. А значит, и совершал поступки кто-то другой, вот тут и начинаются вздохи: «Какое плохое у меня (у них) бессознательное, давайте моё (их) бессознательное накажем, а меня (их) оставим в покое». Я даже знаю, что есть психологи, которые разделяют и даже предлагают своим клиентам такую точку зрения. Тактично скажу, что я позволю себе не согласиться с такими взглядами. И вот почему.

Да, бессознательное – действительно не очень контролируемая нами часть психики, на то она и бессознательная. Но это большая часть психики. Именно в бессознательном находятся наши желания, чувства, отношения, подлинные причины наших решений, вкусов и так далее. Если диссоциировать себя от своего бессознательного и отказаться признавать его частью себя, признавать выборы, поступки, сделанные даже вне осознания, своими выборами и поступками, то окажется, что человек стоит перед выбором из двух вариантов.

Первый: либо он постоянно живёт в режиме ручного контроля, управляет собой только с точки зрения сознания и того, чтобы сознательно, произвольно, интеллектуально принимать решения, давать оценку всему и контролировать каждый свой шаг. Мало того, что это крайне не эффективно, так ещё просто технически невозможно, потому что ёмкости нашего внимания, сознания и скорости работы интеллекта недостаточно, чтобы так жить.

Второй: либо он просто оказывается в ситуации полной беспомощности. Я встречал таких людей среди клиентов и даже среди коллег, которые всерьёз рассматривали человека как такую несчастную, безвольную, фаталистичную зверушку, которой какие-то прихоти взбалмошного бессознательного управляют как хотят, а ему остаётся только огребать оплеухи от последствий этого поведения и страдать от того, как устроена наша психика.

Оба эти варианта не очень хороши. Хороший способ жить – это присваивать себе своё бессознательное и чувствовать его частью себя. Это та часть, которую приходится интерпретировать задним числом, и понимать, что это было, после того как оно уже произошло. Но после того, как пройден первый – самый болезненный – шоковый этап осознания масштаба своей и чужой ответственности вне зависимости от того, было оно осознанное или нет; после того, как сформированы какие-то уже навыки рефлексии и внимания к себе, интерпретации своих бессознательных процессов, – у вас может существенно улучшиться качество жизни. Такой способ мышления создаёт условия, которые даже сравнивать глупо как с фаталистическим ощущением себя объектом воздействия бессознательного, так и с бесконечным ручным, произвольным, интеллектуальным контролем своей жизни.
14:25
6